«Не хвались, собака на коня сядучи, а хвались со двора едучи!» - и вырывается из ножен булатный клинок, и бросается богатырь русский навстречу Идолищу Поганому, заслоняя собой «детей малых», «старцев слабых» и всю Святую Русь. Закипает битва, «бой-драка великая», звенят мечи, блестят кольчуги, сливаются в вихре каскады фехтовальных приемов и… не остаётся равнодушных в зрительском зале. Это потом, уже в перерыве, обронит кто-то: «Это ж все не по-настоящему, поставлено, отработано…»
Конечно, поставлено, конечно, отработано. Поскольку это – новый вид спорта «Артистическое фехтование» или «арт-фехтование».
Фехтование, как его определяет большинство источников, это система приемов владения холодным оружием в рукопашном бою. Это, безусловно, боевое искусство, причем древнейшее. История фехтования началась, наверное, в тот момент, когда Homo sapiens впервые взял в руки палку или камень в целях нападения или защиты. Как и всякое искусство за тысячелетия своего развития фехтование переросло рамки прикладной дисциплины и стало неотъемлемой частью и целым направлением общечеловеческой культуры (точнее - воинской культуры), превратилось в действенную систему физического и духовного совершенствования личности.
Всякая система физического и духовного совершенствования содержит в себе как развивающие составляющие и состязательные направления, так и мировоззренческие, морально-этические, психологические, философские основы. По мере утраты искусством своего утилитарного назначения в обществе дальнейшее развитие получают только отдельные его направления, не утратившие общественной значимости. На эзотерическом созерцательном Востоке это, как правило, мировоззренческие и духовные традиции, а на рациональном и азартном Западе – оздоровительные и состязательные.
Но Природа долго не терпит пустоты и однобокости - человечество рано или поздно оборачивается назад в поисках «утерянного рая» - полноты, красоты и гармонии.
В частности, стандартизация, унификация и стерилизация официального спорта в процессе его развития абсолютно закономерно вызывает появление новых альтернативных направлений и дисциплин, в какой-то мере дополняющих официальные рафинированные виды до их первоначального естественного состояния, до уровня искусства и культуры.
Так, наравне с рафинированными классической и вольной борьбой, боксом, в последние десятилетия Мир лавинообразно заполнили каратэ, у-шу, таэквон-до, кик-боксинг, кэтч, савват, прайд, боевое самбо и прочие «боевые единоборства». Многие из них еще недавно вообще не являлись видами спорта и даже были под прямым запретом, а теперь стоит вопрос о включении их в программы Олимпийских игр. А наравне, к примеру, со спортивной стрельбой в Мире активно развиваются различные направления стрельбы исторической (из реплик метательного, фитильного и кремниевого оружия, а также «ковбойской», «дуэльной», «охотничьей» и т.п. стрельбы.).
Фехтование – не исключение, и наряду с официальными спортивными дисциплинами: рапира, шпага и сабля, в Мире параллельно развиваются фехтование историческое и артистическое или арт-фехтование.
История артистического фехтования почти столь же глубока и разнообразна, как и фехтования боевого. Оно ведет свое начало от боевых сцен в театрах Египта и Сирии, Древней Греции и Рима от восточных театров «кабуки» и славянской «тризны». А может быть и еще раньше, со времен пещер, костров и мамонтов – от обрядовых плясок с оружием и ритуальных поединков первобытных охотников и воинов.
Современное артистическое фехтование выросло из фехтования сценического – функциональной дисциплины подготовки актеров театра и кино. Оно развивает в основном зрелищный и эмоциональный аспекты фехтования, осуществляет связь фехтования с другими видами искусств – танца, театра, кино, музыки, литературы и пр. Непосредственное противоборство бойцов в артистическом фехтовании отсутствует, все бои, поединки, групповые и сольные номера – постановочные. Для постановки номеров используются боевые эпизоды мировой драматургии, литературные сюжеты, фрагменты истории, а также вновь создаваемые произведения и сцены. Собственно фехтование здесь сочетается с актерской игрой, используется световое и звуковое оформление, сценические костюмы. Занимающиеся сценическим фехтованием это не только спортсмены, но и актеры. Используя средства фехтования и артистизма, артистическое фехтование, дает своим последователям возможность не только совершенствоваться во владении оружием, но и вживаться в образы литературных героев и исторических персонажей, ощущать себя то Сирано де Бержераком, то Д`Артаньяном, то лихим пиратом, то могучим богатырем русским. Оно позволяет испытать чувства Гамлета или Лаэрта, неукротимого Буревоя и слепого Гакона причем в обстановке боя, в момент наибольшего накала страстей. Оно не знает границ, позволяет перемещаться по эпохам и векам, мирам и странам, позволяет достичь вершин и глубин настоящей трагедии, переживать и сопереживать, совершенствуя при этом и собственное тело, и собственную душу.
Арт-фехтование дает возможность осваивать технику фехтования во всем её богатстве и многообразии, включая и те приемы ведения боя, которые в процессе превращения боевого искусства в спорт были исключены, как опасные, неоправданно сложные и нецелесообразные. Они же – наиболее эффективные. Артистическое фехтование дает этим навыкам новую жизнь, позволяет сохранить их для общей культуры фехтования.
Арт-фехтование это, безусловно, высокое искусство и в то же время исключительно зрелищный и динамичный вид спорта. Только состязание здесь ведется не в умении «достать» противника клинком наиболее простым и эффективным способом, как в спортивном фехтовании, а во владении фехтовальной техникой во всем её многообразии и в умении создать яркий эмоциональный образ боя и бойца.
Как и во всех видах спорта, тут присутствуют строгие судьи и арбитры, от взгляда которых не укроются и малейшие ошибки в технике или фальшивые штрихи в образе. Судейство, как и в других спортивно-культурных видах (бальных танцах, танцах на льду, фигурном катании и т.п.) проводится по двум основным критериям: техника и артистизм. Дополнительно оцениваются костюм, драматургия, сюжет и пр. Соревнования обычно проводятся в трех временных категориях: «античность – XVI век», «XVI век – современность» и «вне времени». Спортсмены соревнуются в номинациях «дуэт» и «группа», а также в индивидуальных и групповых упражнениях с оружием. Как и во всяком виде спорта здесь есть свои признанные мастера и чемпионы.
В то же время артистическое фехтование - уникальный вид спорта. Оно не знает ни возрастных границ, ни физических ограничений. Каждый может найти в нем свое направление, выбрать свою эпоху, свою номинацию, подобрать себе оружие по руке и по душе найти свою технику, свой образ. Артистическое фехтование может быть увлекательным хобби, средством активного отдыха, способом поддержания великолепной спортивной формы. Оно же дает вполне реальные фехтовальные навыки, навыки владение приемами активной обороны и нападения, может служить действенным средством военно-патриотического воспитания молодежи. Благодаря своему многообразию, своей близости к искусству, оно дает неограниченные перспективы развития и совершенствования, поскольку истинное искусство пределов совершенства не имеет.
И, конечно же, артистическое фехтование - это спорт высоких достижений.
По нему проводятся международные соревнования европейские первенства и Чемпионаты Мира. Возможно, в будущем, оно войдет и в программу Олимпийских игр.
И здесь далеко не на последнем месте коломенские спортсмены. Коллективы Центра русской воинской культуры «Святогор» и Военно-исторического комплекса «Коломенский кремль» - постоянные участники всех крупных российских и международных соревнований по арт-фехтованию. В их рядах – действующие чемпионы и призеры Чемпионата Мира, чемпионы и призеры открытого Чемпионата Германии - неофициального первенства Европы, многократные чемпионы и призеры Чемпионатов России. В объединенной команде 13 кандидатов в мастера спорта (в арт-фехтовании это пока высшее спортивное звание) и четверо перворазрядников. В настоящее время эти коломенские коллективы являются ведущими в области развития арт-фехтования на тяжелом средневековом оружии.
Коломна - один из первых городов Российской Федерации, где началось развитие артистического фехтования. Когда-то, еще в 1906 году, в нашем городе была организована одна из первых в России секций спортивного фехтования. Сегодня коломенские спортсмены продолжают эти традиции, и наш город вновь становится колыбелью российского фехтования, на этот раз - артистического. Именно здесь в 2008 году была проведена презентация арт-фехтования как вида спорта. С тех пор ежегодно в феврале месяце проводится Всероссийский фестиваль артистического фехтования «Романтика средневековья».
Ну, не размахивай клинком, это не есть кадило!