Исторические основы артистического фехтования

Категория: Статьи
Автор: А.Б. Большаков

Артистическое фехтование – уникальный вид спорта, который позволяет спортсменам проявить свою индивидуальность и реализовать творческий потенциал. Возможности выбора в нем практически безграничны, известно, что каждый может найти свое направление, выбрать свою эпоху, свою номинацию, подобрать себе оружие по руке и по душе, найти свою технику, свой образ. Но и в этом виде спорта есть определенные требования, которым необходимо соответствовать.

Одним из непременных требований к постановке в категориях «Дуэт» и «Труппа» является ее соответствие историческим реалиями заявленной эпохи. Так, например, согласно разделу 17 правил последнего Чемпионата мира по сценическому фехтованию, предусмотрено начисление штрафных баллов за несоответствие заявленной эпохе. Согласно разделу 5 тех же правил, озаглавленному «Временные эпохи», «действия по сценарию, их постановка и т.д. должны соответствовать заявленной эпохе или отображать представления о той эпохе. Любые анахронические ошибки автоматически переносят постановку в категорию Фэнтези/Вне времени».

К анахроническим ошибкам, по нашему мнению, можно отнести несоответствие заявленной эпохе костюма, оружия, остального реквизита, используемого в постановке, а также изображаемых персонажей. Изображаемые персонажи должны быть современниками, существовать в одну эпоху. Костюм для артистического фехтования должен удовлетворять требованиям сценического костюма, но при этом не обязательно должен удовлетворять требованиям реконструкции, возможна стилизация. Также в артистическом номере должны отсутствовать ошибки, которые не вызывают сомнений и противоречат фактам, общеизвестным в исторической науке и смежных дисциплинах. В спорных случаях вопрос должны решить судьи, среди которых желательно присутствие историка и специалиста по истории костюма, истории оружия.

Если несоответствие костюма, персонажей и др. элементов номера заявленной эпохе существенно отражается на восприятии артистической составляющей номера, то несоответствие доспеха и оружия существенно сказывается на технике фехтования. Сценический костюм часто шьют из современных тканей, и это не ухудшает восприятие номера. А вот использование оружия, доспехов из современных материалов (стеклопластик, алюминий, титан и др.) или бутафорского оружия и доспеха (сильно облегченного, например, доспеха из тонкой жести) существенно искажает технику фехтования. Участники соревнований, используя вместо тяжелого инерционного оружия его облегченный макет, нередко начинают использовать приемы из арсенала фехтования на легком оружии, невозможные в реальности.

Чтобы не допускать подобного рода ошибок при постановке номеров, используемое оружие должно представлять собой аналог оружия военного либо светского типа; или же его описание должно быть в каком-либо печатном источнике. При судейской оценке выступлений предпочтение отдается работе с оружием, максимально приближенным к оригиналу по весовым и габаритным характеристикам. Оценить соответствие оружия и доспеха заявленной эпохе можно в подготовительный этап – время, отведенное каждому участнику для проведения контроля «оружия» на соответствие правилам безопасности, осуществляемого Судейской коллегией.

Источниками информации об оружии могут служить: для русского оружия – работы А.Н.Кирпичникова, для европейского – Э. Окшотта.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при постановке номера в артистическом фехтовании нужно и важно учитывать характерные черты одежды, оружия, декораций и типажей, присущих заявленной эпохе. Это во многом способствует приданию постановке правдоподобности и реалистичности, а также оказывает образовательный эффект на зрителя.

А.Б. Большаков, старший тренер-преподаватель МУ ВИСКК «Коломенский кремль»

Галантерейщик и кардинал - это сила!

Фотогалерея
Случайное фото: