Для чего это нужно. Дело в том, что очень немногие спортсмены-артфехтовальщики в состоянии представить себе происходящее на сцене с точки зрения судьи. Какие эмоции им владеют, что именно он видит в происходящем, что считает важным, а что – второстепенным.
В результате, практически все коллективы склонны делать типовые ошибки, которые малозаметны при однократном прогоне номера (когда репетируешь в зале), однако, буквально начинают бросаться в глаза при отсмотре конкурсной программы разных коллективов.
Первое, что мне хотелось бы не просто сказать, а натурально, высечь на гранитной плите и поставить в каждый зал, где занимаются артистическим фехтованием:
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! НЕ НАДО ДОКАЗЫВАТЬ СУДЬЯМ, ЧТО ВЫ УМЕЕТЕ ФЕХТОВАТЬ! ОНИ АПРИОРИ СКЛОННЫ ПРИНЯТЬ НАЛИЧИЕ ЭТОГО УМЕНИЯ У ВАС, КАК СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ, ПРОСТО НА ВЕРУ!
Правда, в самом деле, вот вы вышли на сцену... Зачем? Доказывать всему миру, что вы тоже знаете, с какой стороны надо браться за меч? Если это нуждается в доказательствах, то вы зря вышли на сцену. Так как вокруг масса коллективов (да-да, выходящих на эту же сцену), которым это доказывать уже не нужно. И, следовательно, вы им заведомо проиграли.
Итак, мы, судьи, ВЕРИМ вам в том, что вы умеете фехтовать, и делаете это неплохо. Сразу верим, ещё только слушая слова ведущего. А теперь, пожалуйста,
РАССКАЖИТЕ НАМ ИНТЕРЕСНУЮ ИСТОРИЮ!
Подумайте, вот вы выносите на сцену такое дорогое, такое вымученное и выстраданное вами выступление. Возможно, это единственный ваш выход на этих соревнованиях. Для вас ценность вашего номера весьма велика.
А вот судья… Он уже только на этих соревнованиях смотрит двадцатое выступление подряд! А тут ещё вы. Ему все ваши страдания и страсти безразличны. Он уже много раз всё это видел. У него уже синяк на лбу непроходящий от фейспалма. И тут такие вы, считающие, что очень круто сейчас покажете, как можете вставить в бой «бедуина» или кувырок. Или сальто.
И что, это всё, ради чего вы так рвались на сцену? Вы этим решили заинтересовать зрителя? Говорю с точки зрения судьи – ребята, это дико тоскливо смотреть.
Итак, ваша задача, первоочередная, заметьте – заинтересовать зрителя с первых же мгновений выступления. Чтобы, не смотря на замыленное восприятие и весьма очевидную усталость от просмотра предыдущих номеров, он с новой энергией и интересом стал следить за развитием событий именно в вашем номере! А следовательно, эти события и это развитие должно там быть!
И специфика артистического фехтования именно в том, что эту ИНТЕРЕСНУЮ историю вы должны рассказать языком фехтования. Его выразительными средствами. Чтобы это был не комикс в стиле:
...
Бдыщ!
...
Шмяк,.. бац,.. Ай!
...
Дыщь! Дыщь!
...
ДЗЫНЬ!!!!
...
Умри, негодяй!
...
(Финал, аплодисменты);
...
а нормальный, полноценный короткий рассказ. С понятным сюжетом, ключевыми ходами и кульминацией.
Ещё раз повторю – вы не бой показываете, это не самоценность. Вы рассказываете интересную историю.
И ещё. Всё, что вы хотите важного сказать зрителю, вы должны сказать здесь и сейчас, на сцене. Нельзя оставлять какие-то ключевые моменты, важные для сюжета, на контекст номера, который могут знать только те, кто в теме. А остальные тогда что? Для них тут же просто пропадает вся артистическая составляющая номера. Т.е. минус двенадцать баллов сразу же!
Помните, что ваш зритель, в основном, не в теме! Даже «Звездные войны» смотрели не все, а из тех, кто смотрели, многие не помнят ничего, кроме мужика в чёрном ведре на голове и светящихся мечей. Кто такие Император, республика и прочие вещи, для них полная загадка. И это касается любого контекста.
Всегда стройте свой номер из предположения о том, что ваш зритель совершенно не в курсе контекста. Тогда те, кто в теме, получат дополнительное удовольствие, а те, кто не в теме – ничего не потеряют.
И заметьте, до этого момента я ещё ничего не сказал про технику фехтования. Потому что о ней пока нечего говорить. До этого момента она всё ещё не важна для хорошего номера. Да, да, не смотря на то, что за неё дают 18 баллов, до этой точки в моих рассуждениях она всё ещё не имеет никакого значения!
Далее, непосредственно основное содержание номера. Возьмём, например, дуэты (эпоха не важна). По правилам от вас требуется показать бой двоих человек в костюмах и оружием, максимально приближенным к боевому. Всё.
Но все же хорошо понимают, что ценность такого выступления находится где-то в районе нуля? Именно поэтому я и говорю о том, что вы должны не бой показывать, это не самоцель, а рассказывать историю. Да, в силу заявленной специфики, это будет, скорее всего, история конфликта. Ну, так, у каждой истории есть завязка, объясняющая, почему всё началось, развитие, показывающее изменение поведения персонажей в зависимости от обстоятельств, и кульминация, демонстрирующая разрешение этого конфликта или переход его в новую стадию. Школьные, вроде, вещи.
Однако, сплошь и рядом судья видит не рассказ захватывающей истории фехтовальным языком, а тупо двухминутное рубилово! Кому это надо? Может, выступающие попутали сцену с тренировочным залом и сейчас внезапно вскрикнут «Ой, кто здесь?»?
Представьте, вы две минуты монотонным голосом, не меняя ритма разговора и глядя мимо собеседника пытаетесь ему донести какую-то мысль. Какова вероятность того, что он вас не то, что поймёт, хотя бы просто услышит? А вероятность того, что он дослушает до конца?
Так почему же с выступлениями должно быть иначе. И ладно зритель, он волен встать и уйти, но судья-то подневольный человек. Он вынужден всё это смотреть и даже более того – как-то оценить! Понятно, что от такой картины он неизбежно сваливается в пропасть цинизма и достать его оттуда может только нетривиальный сюжетный ход.
Поэтому, придумывая выступления, имейте это ввиду. Что до вас ваши коллеги постарались сделать так, чтобы судье было пофиг. И вас будет судить человек, которому пофиг! Поэтому, надо быть не просто интересными, надо быть ЗАХВАТЫВАЮЩИМИ!
И рассказ вести живым языком. Фехтовальным языком.
А это значит, никаких длительных фехтовальных запилов на тридцать секунд – так не бывает в жизни. Никаких технических наворотов ради технических наворотов – у ваших персонажей иная цель. Никаких внезапных смертей в конце второй минуты боя – так не бывает, что противник только что сражался две минуты на равных, не был ин серьёзно ранен, ни значительно технически превзойдён и тут вдруг, бац!.., «фаталити»!
Фехтовальные фразы – это (позвольте быть КО) фразы! Они должны восприниматься целиком, иметь ритм и эмоциональность. И ритм с эмоциональностью должны меняться в зависимости от изменения сюжета, отношения персонажей друг к другу.
И если с первого мгновения боя эти двое (мы о дуэтах, для примера, помните?) хотят друг друга реально убить, то они это должны показывать с первых же ударов. Их атаки и вообще все действия должны действительно создавать ощущение, что они хотят друг друга убить.
Только вот объяснить, почему они при этом дерутся целых две минуты – задача весьма нетривиальная. Когда люди хотят друг друга убить и при этом хорошо фехтуют, всё заканчивается сильно раньше, обычно.
А вот теперь, наконец, поговорим за технику. Друзья, ну не может верхняя часть корпуса отыгрывать персонажа, наполняться его желаниями и целеустремлениями, а нижняя – отыгрывать колбасу на верёвке или лодку в реке. Если вашего персонажа убивают (в смысле, регулярно атакуют с целью убить), то и его ноги тоже должны показывать противостояние этому желанию. Нельзя ходить и стоять как попало. Нельзя вести атаки мимо цели. Нельзя делать атаки просто исполняя набор соответствующих движений без наполнения осмысленным содержанием.
А то зачастую создаётся ощущение, что бойцы просто читают в голове сценарий боя или исполняют по шагам его программу. Если вы не отработали связки до состояния, когда просто не задумываетесь об их исполнении, то весь ваш отыгрыш на сцене будет про то, как вы вспоминаете схему.
И если вы думаете, что это незаметно, то глубоко здесь заблуждаетесь. Это заметно, причём всем, даже простым зрителям, неспециалистам. А уж судьям – так и подавно.
Отсюда же и пожелание – не делайте длинных связок. Их гораздо сложнее исполнить сохраняя связный эмоциональный фон и экспрессию. Лучше сделать коротко и в паузах эмоционально собираться для следующей фразы. Так и зрителю будет понятнее и интереснее, и вам проще.
И последнее. Пожалуйста,
НЕ ДЕЛАЙТЕ ТЕХНИК, КОТОРЫЕ ВЫ НЕ УМЕЕТЕ ДЕЛАТЬ!
Или делаете неуверенно. Не можете красиво пнуть ногой в голову – не пинайте! Ваши корявые ноги, задранные едва на уровень пояса создают такое ощущение кислятины во рту, что хочется сплюнуть. Хочется пнуть – пните в колено! Да, это сильно ниже, чем в голову, но красиво пнуть в колено может любой среднестатистический человек после пары-тройки занятий. А для высоких пинков нужна растяжка.
И это касается любого приёма. Если вы хотите сделать колесо – научитесь делать колесо. Нормально, не сгибая колени, не горбатясь. Не надо показывать, что вы тоже можете встать на руки и как-то коряво перенести над собой ноги. Если вы показываете хорошую технику фехтования, то я без доказательств предположу, что и всё остальное у вас хорошо. Но как только вы начинаете показывать что-то из этого всего, и оно кривое и косое, то портится оценка за ВЕСЬ НОМЕР!
Итак, либо хорошо, либо никак! И не надо оправдываться, что это по сценарию ваш персонаж такой корявый и неуклюжий. Чтобы отыграть корявого и неуклюжего персонажа, вы должны владеть техникой намного лучше, чем для отыгрыша просто хорошего фехтовальщика. И никак не наоборот. Если я этого не вижу, то, как судья, я и ставлю вам балл как за корявую и неуклюжую технику.
Пост скриптум. Ну и, чтоб два раза не вставать – если к какой-то части вашего номера (или ко всему номеру) вы относитесь с ощущением «Ай, чего там, сделаем как-нибудь по быстрому», то почему вы удивляетесь, что ровно с таким же отношением к вашему номеру подходят и судьи?